Банк идей
Идеи мероприятий, которые разнообразят патриотическое воспитание. Форматы подобраны по рекомендациям для «Разговоров о важном».
Форма проведения «занятие» подойдет для классных часов. «Праздник» - общешкольные мероприятия, которые приурочены к памятным датам. «Проект» из категории долгосрочных форматов, например, выставка.
Деловая игра приближает учебную обстановку к жизненной, развивает в человеке качества, которые востребованы в реальной социальной практике: умение работать в команде, сотрудничать, согласовывать личные интересы с коллективными. В процессе деловой игры дети работают в группах, как правило, по 6-8 человек. В процессе делового общения происходит распределение ролей. Выделяются рабочие группы и группа экспертов. Отдельная роль вне групп – хранитель времени он следит за регламентом. Каждая рабочая группа получает задание в зависимости от общей групповой роли, например, предприниматели, экологи, политики в играх проектного типа. Это может быть разделение по определенным взглядам на существующую проблему: сторонники, противники, сомневающиеся, или по научным, политическим взглядам, например, социалисты, монархисты, либералы в играх исторического характера и т. п. Распределение ролей и функций присутствует внутри групп. Здесь могут быть роли по участию в создании проекта: руководство, поиск информации, расчеты, оформление, презентация проекта; конкретные роли по сценарию, например, президент, премьер-министр, спикеры для представления взаимоотношения властей в игре по обществознанию. Роли педагога: организатор, ведущий, консультант, эксперт, член рабочей группы.
В рамках внеурочной деятельность научите учащихся работать с историческими документами. Этот навык пригодится при подготовке докладов, презентаций и учебе в университете. Также с помощью этого занятия можно научить учащихся фактчекингу. Объясните ребятам, насколько важно проверять информацию, обращаться к первоисточнику и т.д.
Исторические документы можно найти в музеях, городских архивах, библиотеках, на онлайн ресурсах крупных библиотек. Изучите вместе с учащимися сайт Российской государственной библиотеки.
Организуйте мозговой штурм с учащимися на тему идей, которые сделают мир лучше. Ограничьте тему и попросите учащихся пофантазировать. По правилам мозгового штурма все идеи принимаются к обсуждению. Список идей оцените на жизнеспособность. Попробуйте выбрать те идеи, которые можно было бы реализовать своими силами.
Примерные темы для фестиваля идей: экологические проблемы региона, помощь пожилым людям, социальные проекты, которые способны изменить окружающий мир.
Сущность эвристической беседы состоит в том, что учитель путем постановки определенных вопросов и совместных логических рассуждений с учащимися подводит их к определенным выводам, составляющим сущность рассматриваемых явлений, процессов, правил и т.п. Коллективная беседа создает атмосферу общей заинтересованности, что способствует систематизации знаний и опыта учащихся, положительно влияет на развитие мышления учащихся, прежде всего творческого мышления.
Организуйте экскурсию «По следам войны» по вашему городу или по любому городу-герою. Для экскурсии можно использовать любой онлайн-сервис или карту с возможностью просмотра улиц от первого лица. Учитель может заранее подготовить задания, загадки, вопросы или интересные факты о каждой точке на карте. Или предложите ребятам самим разработать задания к экскурсии.
На это мероприятие, возможно, понадобится больше, чем одна неделя. Его нужно согласовать с администрацией школы и района, закупить саженцы и инструменты. Такая эколого-патриотическая акция может стать доброй традицией и отличным воспитательным инструментом
Это мероприятие можно организовать совместно с родителями. В декабре предложите учащимся и родителям устроить уютное совместное чтение рождественских рассказов. Сделайте подборку книг, пригласите гостей, заранее продумайте все для чаепития с родительским комитетом. Также можно дать учащимся выбрать, что они хотят почитать.
Предложите ученикам в течение занятия подготовить коллаж, презентацию, ролик, рассказ или другой творческий продукт, который расскажет о предке или о любом другом человеке, который принимал участие в войне. Для этого мероприятия могут потребоваться художественные принадлежности, компьютер с выходом в интернет, иные гаджеты.
Научите учащихся работать с информацией в интернете. Обсудите приемы, которые помогут проверить достоверность информации. Составьте вместе с учащимися памятку о том, как фильтровать информацию из интернета. Проведите практикум по определению фейков.